- История Храма. Часть 3 -

Праздник
Благовещения


Общие сведения
о Храме


История Храма

Святыни

Протоирей
Димитрий Смирнов.
Проповеди (MP3)

Расписание
богослужений


Объявления

Ссылки

Радио
«Благовещение»


Магазин
православной
книги



На главную ...


 
 
  1. Начало
  2. Часть 2
  3. Часть 4
  4. Окончание

24 августа (5 сентября н. ст.) 1847 г. преосвященный Иосиф, епископ Дмитровский, освятил верхний, Благовещенский храм.

План храма Благовещения Пресвятой Богородицы. Архитектор Ф. Ф. Рихтер. 1843 г.

Накануне его осмотрел благочинный Пименовской, в Старых Воротниках, церкви протоиерей Михаил Отрадинский, который писал в Консисторию: "В алтаре престол дубовый уставлен твердо в узаконенную ширину; жертвенник дубовый такой же вышины; срачицы и одежды к ним изготовлены; иконостас деревянный, окрашенный белою краскою на масле, с резьбою позлащенною и с святыми иконами поставлен в благолепный вид; сосуды, ризничная утварь и Богослужебные книги имеются; и все к освящению потребное в готовности". Отец Михаил составил также подробную "Опись новоустроенному верхнему храму во имя Благовещения Пресвятые Богородицы", отправленную в Консисторию.

Согласно описи, в алтаре были установлены престол и жертвенник дубовые, вышиною в 1 аршин 6 вершков; на них срачицы из белой парусины, одежды парчовые с шитыми золотом крестами, пелены шелковой материи.
Также имелись четыре серебряных позлащенных креста разного размера; три из них украшены изображениями, писанными на финифти, со стразами.
Два Евангелия, обложенные малиновым бархатом, с серебряными, позлащенными средниками и наугольниками чеканной работы; у одного в среднике изображение Воскресения Христова и четырех евангелистов, писанных на финифти, со стразами.
Три потира серебряных, позлащенных - один с изображениями по финифти, со стразами, два других - гравированные; к ним дискосы, тарелочки, звездицы и лжицы, два ковшичка для подавания теплоты серебряные, позлащенные; блюдце для антидора серебряное.
Два копия стальные, рукоятки серебряные, позлащенные с чернью.
Дарохранительница серебряная, большого размера, с сиянием вверху, вся позлащенная, с деревянным резным позлащенным футляром, со стеклами и крестом вверху. Дароносица с потиром и лжицею, серебряные. Две пары воздухов с покровцами.
Крест резной на жертвенник, к нему подсвечник медный, посеребренный. Семисвечник и четыре подсвечника к престолу из накладного серебра.
Блюдо медное, посеребренное, для благословения хлебов, с прочими принадлежностями. Две чаши водосвятные, посеребренные, два кропила. Два кадила серебряные и одно медное.
Два медных чайника для теплоты, рукомойник и таз желтой меди на подножии железном; жаровня чугунная на подножии железном; трое железных щипцов и мех для раздувания угольев.

В алтаре помещались запрестольный крест и запрестольный образ Божией Матери - на тумбах, окрашенных белой масляной краской. На горнем месте - изображение Христа Спасителя, именуемое "Моление о чаше", писанное на полотне, в деревянной раме, при нем лампадка накладного серебра. Над царскими вратами икона "Явление Божией Матери преподобному Сергию" (завеса к вратам из шелковой материи, с кистями на кольцах и на блоке).

Иконостас был деревянный, трехъярусный, окрашенный белой масляной краской, с позлащенною резьбой. На закругленных сверху Царских вратах были вырезаны виноградные, сплошного позолота кисти и листья, в кругах помещены живописные изображения четырех евангелистов; над Царскими вратами - образ Тайной вечери. В первом, местном ярусе иконостаса по правую сторону располагался образ Христа Спасителя, именуемый Нерукотворный; по левую - храмовая икона Благовещения Пресвятой Богородицы; при них две лампадки из накладного серебра.

В среднем и верхнем ярусах иконы двенадцати апостолов. В середине верхнего яруса изображение Господа Саваофа, сидящего на престоле; по правую сторону - образ Воскресения Христова; по левую - Вознесения Господня. Наверху в середине гладкий позлащенный крест.

Проект храма Благовещения Пресвятой Богородицы. Разрез. Архитектор Ф. Ф. Рихтер. 1843 г.

На обоих клиросах находились бархатные хоругви с позолотою и живописными изображениями, обложенные золотою бахромой с кистями, с крестами из накладного серебра и иконы разных святых в позлащенных киотах с позлащенною же резьбою наверху, при них две лампадки из накладного серебра. На правом клиросе - живописные иконы великомученицы Варвары, апостолов Петра и Павла; на левом - мучеников Гурия, Самона и Авива.
У правого клироса на деревянном аналогии лежал образ двунадесяти праздников, к нему подсвечник большой из накладного серебра, и помещалась Плащаница большая, писанная на полотне, по углам четыре херувима, по краям слова, писанные золотом: "Благообразный Иосиф" и проч., обложена золотою бахромою, с гробницею, окрашенною белой краской, с позолотою. У левого клироса на деревянном аналогии, окрашенном белою краскою,- икона святых, празднуемых в августе месяце, при ней большой подсвечник накладного серебра.
В храме были небольшое паникадило и лампадка на спуске из накладного серебра.

В ризнице хранились четыре комплекта риз и стихарей с принадлежностями (епитрахилью и поручами) - три парчовых, шитых золотом, серебром и шелком; один черного бархата, шитый серебром. Книги в лучших кожаных переплетах: Служебник, Апостол, Псалтирь, Общая минея, Триоди постная и цветная, Часослов, Служба святым, Акафистник.
В ризнице - комод дубовый, полированный с ящиками; для книг шкаф дубовый, полированный; сундук для поклажи разных вещей.
На колокольне было семь колоколов разного веса, в большем вес 51 пуд и 21 фунт.
В обеспечение содержания храма Анна Дмитриевна положила в сохранную казну Московского опекунского совета 25 тысяч рублей ассигнациями; для священников был выстроен деревянный дом.

В августе 1847 г. к новоустроенному храму назначили священника Николая Моисеева (бывший дьякон церкви Иоакима и Анны на Якиманке), дьячка Василия Липеровского (певчий хора Его Высокопреосвященства) и пономаря Дмитрия Розанова (ученик Московской семинарии). Анна Дмитриевна Нарышкина вновь просила устроить здесь приход, в чем консистория отказала из-за противодействия священников Всехсвятской церкви. Храм стали считать бесприходным в Никитском сороке Москвы.

В 1848г. по инициативе храмоздательницы было составлено еще одно прошение - от владельцев дач в Петровском парке. Но согласия сразу дано не было, поскольку выяснилось, что многие из тридцати трех подписавшихся проживают в парке временно; многим, как князю Оболенскому, удобнее сноситься с Василекесарийской церковью; иные продали свои дома и т. д.

Вскоре Благовещенский храм был все-таки утвержден как приходской. В него перешли прихожане Всехсвятской церкви, подписавшиеся под письмом Нарышкиной, а все жившие на Петербургском шоссе остались в ведении церкви Василия Неокесарийского. Прихожанами стали в основном дворовые люди владельцев дач и солдаты из лагерей Ходынского поля. Церковный причт поселился в двух деревянных домах возле храма.

В 1856 г. Петровский дворец готовили к коронации императора Александра II. В связи с этим произвели и ремонт храма, а территорию вокруг него обнесли забором. В последующие годы храм еще несколько раз ремонтировался, перестраивались причтовые дома.



Вверх


[ В Начало | Назад | Продолжение... | Окончание ]
   
Дата последнего обновления: 22.02.2013

© Храм Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке.
2001-2013 гг.
подарки на крещение