- Святыни. Господь Вседержитель -

Праздник
Благовещения


Общие сведения
о Храме


История Храма

Святыни

Протоирей
Димитрий Смирнов.
Проповеди (MP3)

Расписание
богослужений


Объявления

Ссылки

Радио
«Благовещение»


Магазин
православной
книги



На главную ...


 
 

Образ Господа Вседержителя Владыки мира
Здесь увеличенное
изображение
иконы
 
Эта икона пришла в наш храм к празднику Успения Божией Матери, в канун празднования Нерукотворного Спаса. Аналогов ей в Москве нет. Икона вдвое старше, чем сам храм, ей лет триста пятьдесят. Она попала к нам, как говорится, "случайно": двое молодых людей принесли три доски, темные, длинные. Составив их, можно было понять, что это большой образ Христа Спасителя, каким Его писали в середине XIX века, в обычном для того времени стиле. Но сами доски были древнее изображения, и мы предположили, что там есть более ранняя живопись; начали ее раскрывать.

Сперва был расчищен один прямоугольник, и из него на нас устремился такой взгляд! - глаз размером в две ладони. Что же это за икона, если там такой глаз? И вот явилось это чудо, огромный оплечный Спаситель. В пространстве немалого поля не хватает места ни для нимба, ни для руки, ни для Евангелия, которое написано совсем маленьким. В иконе дана обратная перспектива, более выпуклая, чем обычно; Спаситель как бы написан на сфере, которая устремляется на вас.

Русские иконы обычно тихие, смиренные, а эта "валит с ног", она экспрессивна, запоминается сразу и навсегда. Когда смотришь на нее, возникает эффект полета образа на зрителя. Нечто подобное бывает при взгляде снизу вверх на высокую колокольню, поверх которой бегут облака, а кажется, что летит сама колокольня. Но все это не прием, не техника. Этот провинциальный образ исполнен прямодушным мастером, он рожден из простоты сердца. Иконописец - русский человек, дитя далекого прошлого, того древнего мира, русской Северной Фиваиды.

На Севере существовала особая культура, которая ныне полностью утрачена и осталась только в лицах вологодских крестьян, в их быту, и то лишь в некоторых селах. Она возникла, когда русские, теснимые татарами, уходили на Север, где началась совершенно новая жизнь в суровейших, какие только возможно вообразить, условиях. И икона отражает всю суровость колонизации русского Севера. Это тоже очень важно в ней.

Мастер писал ее, как рисуют дети, хотя чувствуется и твердая рука. Заповедь Христа "будьте как дети" очень ясно отражается в иконе. Ее создатель не использовал никаких внешних, формальных приемов, ему удалось добиться того, что изобразительность как бы исчезает. Ни эстетства, ни изящества - только огромная внутренняя сила. Такой иконописи невозможно научиться, этот дар родился свыше и явился сам. Совершенно ясно видно, насколько безыскусственна эта вещь, насколько натуральна. Иконописец не ставил себе никаких "творческих" задач, просто рисовал, а его рукой водил Бог, и это соработничество в виде образа Христа Спасителя пришло к нам.

Существует замечательный критерий качества изобразительного искусства: если на репродукции вещь получается лучше, чем в подлиннике, значит, она не настоящая. А здесь репродукция ничего не может передать - может только напомнить образ тому, кто хоть раз его видел.

Икона православная - всегда чудо. А тут это чудо умножено и на размер, и на силу и чистоту человека, который ее писал, на его подлинно христианскую детскость, и на зрелость художника. У нас принято делить явления культуры на первый эшелон, второй, третий, сохраняя некий снисходительный тон по отношению к тому, что не входит в первый. Здесь случилось наоборот. Икона "Спаса" провинциальная, периферийная, но это не значит, что она второстепенна по отношению к Московской школе. Напротив, Москва XVII века явила сильное влияние Запада, в церковном искусстве возникли тенденции, которые потом привели к выхолащиванию подлинно православного содержания, а этот образ продолжает древнюю духовную традицию, что весьма драгоценно. Это икона подлинно христианская.

И еще одно. Есть такой богословский термин "воинствующая Церковь". Брань Церкви - не против людей, а против духов зла. Человек, который эту икону писал, передал и этот план церковной жизни; он его в себя впитал и сумел отразить, невольно, но совершенно. В то же время образ неотмирен и высок небесной высотой. На нас, грешных, устремлен удивленный взгляд Спасителя с Небес. Эта икона выше всех наших проблем и тех печалей, которые в XVII веке волновали Москву и всю страну. Все, что в ней есть, осталось в монашеской тишине, в подлинном христианстве.

В силу своей периферийности образ передает нечто большее, чем памятники высоких школ. В нем сохранилось то, что было в умах и сердцах прежних иконописцев; проглядывает душа мастера, который будто протягивает нам руку, построил мост из времени, после которого начался закат русской церковности. И поэтому сейчас, когда Церковь переживает начало своего возрождения, приход к нам этой иконы так важен, знаменателен.

Эта икона была "записана" в XIX веке и как бы на время исчезла, не существовала и вот снова пришла к нам, дает знак, к чему мы должны вернуться, к какому восприятию Евангелия, к какому восприятию Христа Бога; показывает, что нужно возрождать в нашей церковной жизни. Она - свидетельство подлинной веры и этим приносит нам весть о спасении.

Протоиерей Димитрий Смирнов

 

Образ Господь Вседержитель (размером 206 х 161,5 см) центрального иконостаса храма Благовещения Пресвятой Богородицы датируется серединой XVII века. Икона северных писем, написана темперными красками. Тексты на ней выполнены вязью, то есть декоративным письмом, связывающим все буквы в непрерывный и равномерный орнамент путем разного вида сокращения слов и их украшения - например, завитками, растительным рисунком (первый датированный памятник письменности на Руси, использующий вязь,- Стихирарь 1380 года, составленный в Троице-Сергиевой Лавре).

В перекрестии неширокого нимба Спасителя буквы NJН - Сущий. По сторонам нимба орнаментированные буквы: IС ХС. Над плечами надпись: "Образ Господа Вседержителя Владыки мира". Вседержителем Господь многократно именуется в Ветхом и Новом Завете. В Книге Иова Бог указывает праведнику на Свое господство: "Где ты был, когда Я полагал основание земли?.. Давал ли ты когда в жизни своей приказание утру и указывал ли заре место ее... Можешь ли посылать молнии, и пойдут ли они и скажут ли тебе: вот мы? Кто вложил мудрость в сердце, или кто дал смысл разуму?.. Твоею ли мудростью летает ястреб и направляет крылья свои на полдень?.. Будет ли состязающийся со Вседержителем еще учить?" (Иов, гл. 38-39). Господь - Слово, через Которое все сотворено (Ин. 1, 1-3), "Владыка над народами" (Пс. 21, 29), праведный Судия: "Господи Боже Вседержитель, истинны и праведны суды Твои" (Откр. 16, 7); "Он истинно Спаситель мiра, Христос" (Ин. 4, 42).

Слово "мир" - "согласие, терпимость, миролюбие, спокойствие, тишина",- в отличие от "мiра" - "вселенная, земля, человечество, народ",- говорит о владычестве Христа над душами людскими: "Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мiр дает, Я даю вам" (Ин. 14, 27). Апостол Павел заповедует: "Впрочем, братия, радуйтесь, усовершайтесь, утешайтесь, будьте единомысленны, мирны,- и Бог любви и мира будет с вами" (2 Кор. 13, 11).

В открытом Евангелии, которое держит Спаситель, дан текст: "Приидите благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царство Небесное прежде сложения мiра, взалках б(о)" (Мф. 25, 34-35). Этот отрывок читается на Литургии Преждеосвященных Даров в Великий Вторник Страстной седмицы. Беседуя на Елеонской горе с учениками, Господь, как праведный Судия, открывает им, что к спасению ведут дела милосердия: "Ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня... был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне" (Мф. 25, 35-36). И прежде через пророков Господь неоднократно возвещал, что тот, кто "никого не притесняет, должнику возвращает залог его, хищения не производит, хлеб свой дает голодному и нагого покрывает одеждою" (Иез. 18, 7), наследует жизнь вечную.

Господь Вседержитель - это Творец, Владыка, Судия и Спаситель мира. Но не грозный повелитель изображен на иконе, а милосердный, любящий Отец, призывающий Своих чад быть Его наследниками.

Образ Благовещенского храма напоминает знаменитую икону Спаса Вседержителя (330 х 279 см) из Воскресенского собора Тутаева (ранее Романов-Борисоглебск; недалеко от города расположен летний лагерь нашего Братства, и на праздновании иконе ежегодно бывают наши прихожане). Она, по преданию, написана в XV веке преподобным Дионисием Глушицким1.

В XVIII веке ее поновляли, и при этом был полностью записан фон. На иконе предстает величественный образ Христа, преисполненный сострадания к людям; ее называют Всемилостивым Спасом2.

Особенностью иконографии являются небольшие в сравнении с ликом руки Спасителя и Евангелие, подчеркивающие кротость и смирение Господа, Который "уничижил (умалил) Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек" (Флп. 2, 7). Такое письмо было затем неоднократно повторено в многочисленных списках, в том числе и хранящихся в Воскресенском соборе. Возможно, что образ из храма Благовещения был создан неизвестным нам иноком как список с иконы Всемилостивого Спаса.

Елена Васильевна Крохина

 

 


1 Преподобный Дионисий (1362-1437) родился в вологодских землях, постриг принял в Спасо-Каменном монастыре. Основал пять мужских монастырей и один девичий. Сам писал иконы для вновь созданных обителей, был искусным книгописцем, ковачом, шил одежды. Иноков он учил непрестанно молиться, помнить о часе смертном, жить в послушании; главной добродетелью считал милосердие и нищелюбие. "Ни о каком согрешении, кроме немилосердия, не слышали от кроткого нашего Бога, произносящего суд с таким гневом: "Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его" (Мф. 25, 41),- говорил святой. В момент его кончины ученик преподобного видел над головой старца дивный венец. (вернуться к тексту)
2 Празднование Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице было установлено после того, как святой благоверный князь Андрей Боголюбский, победивший волжских болгар, и византийский император Мануил Комнин, одержавший победу над сарацинами, в один и тот же день в 1164 году видели сияние, исходящее от икон Спасителя и Богоматери. В благодарность за милосердие Господа и Матери Божией и стали совершать праздник 1 (14) августа, в день памяти Происхождения (изнесения) честных древ Животворящего Креста Господня. В Никоновской летописи этот день назван "Вседержителевым днем Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, в оньже милости Божия празднуем, и Пречистой Его Матери и честнаго Креста происхождение". (вернуться к тексту)
   
Дата последнего обновления: 22.02.2013

© Храм Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке.
2001-2013 гг.